Владимирский собор (усыпальница адмиралов)
на главную
Владимирский собор (усыпальница адмиралов)


Расположен на вершине Центрального холма (61м над уровнем моря), является главной силуэтной доминантой морского фасада Севастополя.
Заложенный в 1854 году на месте склепа, в котором еще в 1851 году погребли умершего в Вене адмирала М.П. Лазарева, он первоначально проектировался архитектором К.А. Тоном - автором нашумевшего храма Христа
Спасителя в Москве как крестовокупольный храм с пятью главами в русско-византийском стиле. К началу первой обороны успели выполнить лишь фундамент. В период знаменитой севастопольской эпопеи в склепе, где покоился прах адмирала Лазарева, погребли его сподвижников, павших руководителей обороны: вице-адмирала В.А. Корнилова, контр-адмирала В.И. Истомина, адмирала П.С. Нахимова. Покой их оказался не вечным: после оставления русскими войсками Южной части города союзники - англичане и французы - не преминули заглянуть в священную для нас могилу.
11 апреля 1958 года специальная комиссия по распоряжению контр-адмирала Г.И. Бутакова произвела осмотр склепа, где были погребены адмиралы.


Владимирский собор. Начало XX в.


«При осмотре склепа Владимирского собора было установлено, что в своде над склепом во время занятия Севастополя союзными войсками был сделан пролом и заделан непрочно. В одном крышка над гробом адмирала Корнилова совершенно изломана, что произошло как от упавших камней, так, вероятно, и людьми, спускавшимися через пролом в склеп прямо на гроб.
С гроба адмирала Истомина крышка снята вовсе и положена на подошву склепа. На мундирах адмиралов Корнилова и Истомина эполет не оказалось».
Надругались и над прахом П.С. Нахимова: крышка с гроба была изломана на мелкие части, останки адмирала засыпаны землей. В могиле оказались два ядра и мотыга явно иностранного происхождения. Эполеты на его мундире также отсутствовали.
После Крымской войны Александр II принял решение о строительстве еще одного Владимирского собора в Херсонесе и передаче на его сооружение половины суммы, собранной для постройки храма в центре города. И тогда архитектору А.А. Авдееву, автору проекта храма Святого Николая на Братском кладбище в Севастополе, поручают разработать новый проект с учетом сокращений объемов сооружения, предложенного ранее К.А. Тоном. И зодчий блестяще справился с заданием: спроектировал на существующих фундаментах одноглавый, четырехстолпный, крестовокупольный храм в византийском стиле. Работы по его сооружению возобновились в 1862 году, но завершились только при императоре Александре III.
Основание храма устроено в виде креста, купол шлемовидный, к центральной западной части примыкает притвор со звонницей. Симметричные фасады завершаются треугольными фронтонами, северный и южный его фасады акцентированы арочными порталами с колоннами из крымского диорита, увенчанными византийскими капителями. На наружных стенах храма размещены мраморные доски с именами четырех адмиралов и датами их смерти. Высота собора, построенного из крымбальского известняка, с крестом - 32,55 метра. Часть блоков была взята из развалин Морской библиотеки.
Многовековое наследие православной церкви сохранило одну из традиций - нанесение в храмах имен отличившихся героев и павших за Отечество. В верхнем храме во имя Святого Равноапостольного князя Владимира на мраморных плитах были занесены имена адмиралов, штаб- и обер-офицеров Морского ведомства, награжденных орденом Св. Георгия за храбрость, проявленную в период Крымской войны.
Над интерьерами храма работали известные мастера: А.Е. Карнеев, итальянский скульптор Винцетто Бонани (Бонанни), швейцарский художник-орнаменталист Рафаэль Изелла, потерявший зрение и скончавшийся за год до открытия собора. Одну из росписей, которая, к сожалению, не сохранилась, выполнил И.К. Айвазовский.


Горящий Севастополь. В центре - Владимирский собор. 1942 г.


В нижнем храме во имя Святого Николая, освященном 5 октября 1881 года, над склепом - усыпальницей адмиралов соорудили надгробие в виде креста из темного мрамора. В его центре находился бронзовый лавровый венок с надписью: «Ника» (Победа), на четырех сторонах креста - имена и даты смерти адмиралов: М.П. Лазарева, В.А. Корнилова, В.И. Истомина, П.С. Нахимова.
Позже в усыпальнице собора похоронили еще девять адмиралов: первого градоначальника Севастополя П.А. Перелешина (1901 г.), участников обороны 1854-1855 годов: П.А. Карпова (1869 г.), И.И. Дефабра (1910 г.), В.П. Шмидта (1909 г.), И.М. Дикова (1914 г.), командующих Черноморским флотом СП. Тыртова (1903 г.), М.П. Саблина (1920 г.), Г.П. Чухнина (1906 г.), убитого на своей даче «Голландия» матросом Ф. Акимовым, управляющего Морским министерством П.А. Шестакова (1888 г.).
До 1917 года Владимирский собор находился в ведении Морского ведомства и содержался на его средства, в 1932 году его закрыли. В годы второй мировой он сильно пострадал: исчезли многие интерьеры и имена георгиевских кавалеров, надгробие на склепе адмиралов, в очередной раз надругались и над их прахом.
В 1972 году Владимирский собор передали Музею героической обороны и освобождения Севастополя, который совместно с общиной, Черноморским флотом Российской Федерации до сих пор ведет реставрационно-восстановительные работы. И хотя 19 октября 1991 года собор был вновь освящен и в нем по инициативе зарегистрированной православной общины военнослужащих Черноморского флота и их семей возобновлено богослужение, музей и община мирно сосуществуют и совместно продолжают восстанавливать храм (проект архитекторов В.И. Майко и И.Л. Шмульсона).
29 февраля 1992 года произошло еще одно неординарное событие, несколько сгладившее в нашей памяти черное время забвения христианских заповедей: после идентификации было произведено торжественное перезахоронение четырех адмиралов в склепе собора. На нем присутствовали потомки брата В.И. Истомина - Александр Петрович Истомин и родственница В.А. Корнилова - Галина Васильевна Корнилова.
Уральские мастера выполнили утраченную в свое время чугунную решетку, которая окружала собор, одну секцию ее уже в 2002 году установили.
Благородная красота и величие собора, органично сливающегося с окружающей застройкой, увенчанного золоченым крестом - символом христианской веры, перекликается с его монументальной живописью, создавая эмоциональную единую гармонию православного храма.
Нижний храм, сооруженный по типу древних пещерных церквей, росписей не имел. Мраморный камин выполнен В. Бонани. Пол - мрамор разного цвета и рисунка, работа палермских мастеров братьев Лопес, изготовивших его в манере венецианской мозаики. Живопись к моменту передачи собора музею, была утрачена на две трети, иконостас - полностью.
Росписи представляли собой традиционную композицию христианского храма. В центре алтаря - «Тайная вечеря», изображающая трапезу Иисуса Христа перед распятием в окружении своих учеников, слева - святые Василий Великий, Георгий Богослов, Иоанн Златоуст и Николай Чудотворец. В правой нише - лики святых, связанных с зарождением христианства в Крыму, Феодора Студита, Василия, Еферия и Капитона.
В левом полукуполе - образ «Спаса Эммануила», весьма редкий в иконографии лик молодого Христа, в правом - изображение «Ангела Великого Совета», извещающего о послании в мир Сына Божия. В зените центрального купола, олицетворяющего небо, поясное изображение Господа Вседержателя, вокруг библейский текст: «Видите, потому что я Бог и нет иного Бога... Я создал землю и сотворил на ней человека, я - мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон я».
Над окнами барабана в основании купола имелось символическое изображение: ангелы у Небесного Престола совершают Божественную литургию. В композицию образов собора входят также погрудное изображение Богоматери и двенадцати пророков - в медальонах, расположенных в барабане по кругу.
В парусах, как и принято в православных храмах, на золотом фоне изображены четыре Апостола-евангелиста - Иоанн, Матфей, Марк, Лука. Над вратами северной стороны - Архангел Михаил («Кто, как Бог»), над южными - Архангел Гавриил («Сила Божия»), на западной стене - «страшный суд», раскрывающий один из символов веры о втором пришествии Иисуса Христа на землю для суда над живыми и мертвыми. Здесь лее над вратами живописная композиция - «Богоматерь с ангелами», которые склонились над младенцем.
Собор постепенно принимает свой прежний облик.


А.А. Авдеев. (1819-1885 гг.)